Самооборона от киберрисков

12:35 26 марта 2023
К сведению жителей
276
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

«Когда происходят все эти ужасающие новости о кибербуллинге, я не скрываю их от своего ребенка, объясняю, почему так произошло, - делится с редакцией газеты одна горожанка, пожелавшая сохранить свою анонимность, - по реакции своего ребенка я понимаю, что она защищена от пагубного влияния социальных сетей».

 Цифровизация и глобализация создали много новых возможностей, которые используются не только на благо. Сегодня кибербезопасность одно из ключевых приоритетов в современном обществе. Особенно среди детей и подростков, так как они являются самыми уязвимыми категориями пользователей интернетом из-за своих психологических особенностей.

 По результатам мониторинга Infowatch, эксперты пришли к выводу, что в социальных медиа есть множество деструктивных групп, в которые входят несовершеннолетние (анархизм - более 697 тысяч пользователей, нацизм - более 48 тысяч пользователей, школьные теракты - более 18 тысяч пользователей).

 «Мы установили приложение на телефон ребенка. Мне приходят уведомления о том, что ребенок хочет скачать какое-то приложение или игру, и только после моего одобрения, она может скачать его, - рассказывает горожанка, - Недавно выяснилось, что приложение не работает. Ему не хватило памяти телефона на обновления, а без него оно не хочет работать. Так что и здесь есть свои нюансы».

 Приложения родительского контроля дают доступ ко всем файлам на устройстве ребенка, контактам, перепискам, звонкам, микрофону и видеокамере. Наиболее современные версии таких инструментов обрабатывают информацию и могут сообщить родителю о буллинге или домогательствах, блокировать съемку нецензурного контента и вычислить среди интересов ребенка опасные. Но многие дети воспринимают приложения родительского контроля не как защиту, а как вмешательство в их личную жизнь.

 «Моему ребенку не понравилась эта идея. Она посчитала, что я ей не доверяю. Я ей объяснила, что это для того, чтобы она не стала жертвой киберпреступлений, а не для того, чтобы контролировать ее 24/7. Она поняла это и сейчас относится более-менее спокойно», - рассказывает горожанка.

 Многие научные исследования доказывают, что постоянное наблюдение за ребенком разрушают доверие к родителям. Нарушение приватности его социальной жизни влечет за собой психологические травмы и депрессию. Проявление креативности, самовыражение и ментальное здоровье ребенка в целом тоже страдают при мониторинге онлайн-активности в учебных заведениях. Для подростков старшего школьного возраста без предыдущего опыта родительского контроля это грубое вмешательство в их личную жизнь. Это вызывает резко неприятное и негативное отношение, что побуждает их находить способы обхода данных приложений.

 В исследовании «Технологии защиты детей в интернете», проводимым одним из российских провайдеров телеком-услуг с октября 2021 года по март 2022 год, авторы рассматривают также технологические решения по защите детей в интернете. Одним из них является создание детских социальных сетей.
Зак Маркс в своем интервью для известного издания говорит: «Дети не готовы к реалиям этого мира, и этого от них не следует ожить. Вместо этого им нужно помочь, направить на путь хорошего цифрового гражданства. Это единственное правдоподобное решение для предотвращения будущих случаев издевательств и защиты детей».

 Являясь основателем одной из детских социальных сетей, а главное родителем, он говорит о том, что многие детские сети созданы именно родителями, которые только думают, что знают, что интересно детям.

 Кибербуллинг является одним из рисков цифровых технологий, который относят к психологическому насилию. По данным ВЦИОМ, подавляющее большинство россиян (84%) пользуются интернетом, при этом 72% пользуются им ежедневно, а треть (34%) проводят в сети более четырех часов в день. Российские интернет-пользователи считают, что чаще всего оскорбления и другие примеры агрессивного поведения можно встретить в таких социальных сетях, как «ВКонтакте» (22%), TikTok (13%), YouTube (10%) и «Однок-лассники»
(8%). 

 Во всех учебных заведениях появились новые предметы, направленные на развитие цифровой грамотности и правильное поведение детей в интернете. Однако согласно исследованию Агентства социальной информации, 84% детей, которые подвергались кибербуллингу, имели дело с троллингом, то есть грубостью и оскорблениями в свой адрес.
76% опрошенных, из тех, что уже встречался с кибербуллингом, знают как вести себя с обидчиками, однако для 28% стратегии поведения в данный ситуациях не известны. Лучше всего осведомлены о самозащите при кибербуллинге подростки 15-16 лет.

 Еще будучи ребенком Зак Маркс хотел создать свою детскую социальную сеть, которую создают именно дети. Он предлагает воспринимать ее как тренировочное колесо для «взрослых» сетей. По его мнению, она должна развивать уверенность в себе и учить не принимать близко к сердцу злые комментарии. В России есть свои аналоги детских социальных сетей, которыми уже сейчас можно пользоваться.
Трансформация социальных навыков, как отмечают исследователи, является одним из рисков чрезмерного использования интернета. Длительный карантин погрузил людей в изоляцию. В этот период дети перенесли практически все свое общение в онлайн, начали пользоваться домашними устройствами с искусственным интеллектом, сформировали связи с блогерами и инфлюенсерами. В таких условиях у детей могут возникнуть проблемы с традиционной социализацией.

 - Как правило в интернет сбегают дети, которые не находят должной поддержки и внимания у родных и друзей. Недостаток внимания и нехватка общения вынуждают искать единомышленников за пределами реальности, в которой обитает ребенок», - отмечает Ольга Николаевна Ермолаева, педагог-психолог МОУ СОШ № 12, - и особую тревогу у педагогов и ответственных родителей вызывают девиантные ценности из общедоступного медиаконтента, которые формируют одобрительные установки детей и молодежи в отношении деструктивного поведения.

 Помимо проблем с традиционной социализацией у детей страдают когнитивные сферы личности. Как замечает Ольга Николаевна, у подростов и молодежи за последнее время снизились среднестатистические показатели дивергентного мышления (основы креативности) с «хорошо» до уровня «слабого».

 - Отмечается ухудшение когнитивных показателей, требующих внутреннего удержания правил и оперирования образами. Фиксируется дефицит произвольности в умственной и двигательной сферах ребенка. Неспособность к длительной усидчивой работе, импульсивность, непоследовательность, повышенная эмоциональность. Возрастает количество детей с нервно-психическими расстройствами и минимальными мозговыми дисфункциями», - рассказывает о возможных когнитивных проблем детей из чрезмерного использования интернета Ольга Николаевна.

 Сегодня каждый из нас несет ответственность за свою безопасность и своего ребенка. Поэтому как в самолете, сначала надеваем маску на себя, а потом на ребенка. Для каждого родителя важно самому научиться ориентироваться в интернете и выстраивать правильное цифровое гражданское поведение. Только зная сам, он может научить ребенка.
Так как родителям принадлежит ключевая роль в первичной социализации ребенка, именно на них ложиться ответственность за контроль социализации ребенка в интернете. Делать это нужно очень осторожно, проявляя интерес, а не тотальный контроль, к виртуальной жизни своего ребенка. Причем с уважением к личности и границам.
Выстраивать свои аргументы, опираясь только на негативные примеры, не эффективно. Необходимо рассказывать своим детям о лучших примерах организации интернет-активности сверстников, учитывающих баланс между их приватностью и контролем над действиями.

 Если каждый родитель возьмет ответственность за свое поведение в интернете в свои руки и научит правильному его использованию своего ребенка, то случаев с вовлеченностью в криминальные интернет-группы и психологического насилия будет меньше. Бесспорно, правоохранительные и законодательные органы, медиакомпании и медиаплощадки также несут ответственность в этом вопросе. Но главное уметь защитить себя.

 Валерия ДАНИЛЬЧЕНКО