Проводник в прекрасный мир музыки

12:08 5 октября 2024
16
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

В преддверии двух олицетворяющих эту профессию праздников - Дня музыки и Дня учителя, мы поговорили с преподавателем фортепианного отделения Детской школы искусств №2. На наши вопросы ответила Татьяна Сигида. 
- Татьяна Александровна, расскажите о себе, где учились, когда пришли работать в школу искусств.
- Я родом со вторых Шихан. В детстве училась в музыкальной школе на втором участке. Затем поступила в Вольское музыкальное училище, позже в Саратовский государственный университет. После окончания учебы вернулась в родную музыкальную школу только уже в качестве преподавателя. В 2020 году я начала работать в Детской школе искусств №2 и также преподаю в филиале на втором участке.
- Как Вы решили свою жизнь связать с музыкой?
- Это был не совсем мой выбор. Меня привела мама в музыкальную школу. Я успешно сдала вступительные экзамены. Раньше они были очень серьёзными. Успешно окончила её. О профессии этой я не думала, так как и в школе хорошо училась, и выбирала, куда пойти учиться. Но преподаватели музыкальной школы, можно сказать, настояли, чтобы я пошла в музыкальное училище. И оглядываясь назад, я считаю, что на своём месте. Рада, что сделала такой выбор и оказалась в профессии педагога.
- Почему Вы выбрали именно фортепиано?
- Мне всегда нравился этот инструмент. И потом я за компанию пошла учиться игре на фортепиано вместе со своей одноклассницей. Но, в общем-то, я другие и не рассматривала.
- У вас был свой инструмент?
- Да, мне родители сразу приобрели его. Соседи не всегда были рады этому. Но без инструмента невозможно научиться играть.
- Расскажите, каких принципов Вы придерживаетесь в своей работе?
- Уже с годами, я придерживаюсь принципа, что учить нужно всех - и тех, у кого выдающиеся способности, и тех, у кого более скромные. Ни в коем случае нельзя говорить, что у меня плохие ученики. Это, по-моему, педагогическая несостоятельность. Потому что многие дети раскрываются позже, не сразу. И у меня в опыте было много случаев, когда на вступительных экзаменах они показывали себя скромно, а потом становились конкурсными учениками, занимали призовые места. Здесь нужно работать, найти сильные стороны ученика. Многие себя показывают позже, а те, кто имел выдающиеся данные, бывает, сдаются. Где-то лень, где-то родители не совсем много внимания этому уделяют.
- Не сказался ли на вас пример преподавания ваших учителей?
- Сказался. Я когда пришла учиться в музыкальную школу, попала к очень строгому преподавателю. Мне даже дети, говорили, что мне не повезло. И я даже немножко испугалась и подумывала уходить. Но нет. Марина Анатольевна вела у нас еще и танцы, у нее было два образования. Мы комплексно развивались, она была да, очень строгая. К ней нельзя было прийти на урок с невыученным домашним заданием, как сейчас это делается зачастую. Но мы её все обожали, несмотря на то, что она была строгая. Возможно, детям это в какой-то степени необходимо. Она приучила нас к дисциплине, научила трудиться, преодолевать себя на сцене. Она возила нас на разные конкурсы, мы даже домой к ней приходили на чаепитие. Очень интересно рассказывала про композиторов, про многие другие вещи, даже про «Битлз». Поэтому она для нас была кумиром. Она оказала влияние не только на меня, но и на других учеников в её классе.
- Вы тоже строгий преподаватель?
- Где-то да, но не такой, как она. Я считаю, что она где-то перебарщивала. Со всеми строгим быть нельзя, с кем-то нужно, а кого-то это может сломать.
- Что может помочь сосредоточиться? Ведь усидчивость, особенно в освоении азов, важна.
- В последнее время все об этом говорят и на форумах, на курсах повышения квалификации. Очень сложно сейчас детей чем-то увлечь. Поэтому главная задача педагога - это научить самостоятельности, принятию решений, ответственности. Он должен сам понимать, что ему нужно заниматься. Но без родителей настроить и сосредоточить ребёнка не получится. Мы все работаем с ними в тандеме, не только я. Детям нравится выступать на сцене. Мы ставим перед ними цель, и они должны идти к ней. Выполнять какие-то упражнения, заниматься, достигать цель, чтобы хорошо выступить на сцене. Когда ребёнок выступает в первый раз, он понимает, какого это, когда ему аплодируют, говорят, что он молодец. Но также он должен понимать, что может допускать ошибки, ведь ещё учится и не профессионал. Поэтому я никогда не ругаю детей, когда у них что-то на сцене не получается. Это для меня табу. Чтобы не отвернуть ребенка от музыки. Поэтому я говорю детям, что важно знать произведение хорошо. Если ты будешь знать материал хорошо, ты сможешь начать его играть с любого места.
- Как Вы помогаете ученикам преодолеть страх сцены?
- Я сразу запрещаю и родителям и ученикам спрашивать «Ты волнуешься?», говорить «Не бойся». От этого ребенок только начинает волноваться. И потом я всегда говорю, что материал должен быть изучен вдоль и поперёк. Ошибки бывают у всех. А на ошибки они имеют право, в этом нет ничего страшного.
Мы благодарим Татьяну Александровну за интервью и поздравляем её и весь педагогический состав Детской школы искусств №2 с Днём учителя! Творческих успехов и хорошего настроения!